п.Красная: спортивно-техническое описание, или как пройти к ...

1. Вопрос оплаты входа - решается у входа.

2. 1-й сифон. В межень открыт (голосовая связь, хотя подныривать все равно надо). В небольшие и средние паводки закрыт, но проблем с прохождением нет; в большие паводки (длительные проливные дожди, внезапное таяние снега) непроходим без акваланга: ввиду закрытия в нескольких местах идущей за ним обводненной галереи образуется серия сифонов различной протяженности. Стационарно провешен веревкой для выгула отдыхающих, жаждущих экстремальных ощущений.

NB: Если вы сильно промокли уже в 1-м сифоне, идти до конца пещеры не стоит; можно прогуляться до развилки, а еще лучше вернуться и отремонтировать гидру.

2. Далее до Развилки трудности практически отсутствуют, а путь практически однозначен. Удобнее идти через зал Сказок (2-й этаж, налево и немного вверх вскоре после 3-го Обвального зала, из хода свисает икуственная опора; прямо по реке - глубокие озера хода 3-х капитанов). Выход ко "Второму сифону" (проточная лужа длиной метра два с зазором сантиметров 40) и далее к Большому Каскаду (подъем 20м по натечной наклонке вдоль струй водопада, на верхней части висит веревка) - правый угол очередного глубокого озера, у водопадика. Ход 4-й обвальный зал - Развилка напоминает проспект для народных гуляний. От развики идем направо, Клоака остается слева.

3. Подъем в сухую часть - в радиусе 10-15м. после лежащего бура (железная труба нескольких метров в длину), минут 5 хода после развилки. Надо вылезти налево метра 2, там будет площадка с разным мусором, с нее направо по ходу - высокий натек, с которого свисают веревки, ведущие на 2-й этаж. (Идя низом, упрешься в 3 сифон.)

4. Лабиринтовый зал. Представляет собой значительное расширение и углубление хода, имеющее 3 логичных выхода наверх: 2 в дальнюю часть и 1 назад. Поэтому при проходе назад обычно зацикливание (даже предупрежденных об этом!). Инструкции: Туда: спуск вниз и сразу подъем налево наверх вдоль провода, приводящего куда надо. Обратно: Если идете вдоль провода - от места его обрыва - направо и наверх(!) на уступчик. Влезя на уступчик, убедитесь, что слева по направлению движения вся большая полка закакана, а впереди широкая галерея с ровным полом - это значит, что вы на правильном пути.

5. Зал Голубой капели (слева по ходу стоит синяя канистра, течет ручеек, хорошее место для привала). Выход - наверх на нависающий натек прямо по ходу (не зациклитесь, уйдя под натек и слегка направо в ход Песчаное Кольцо). Возможно, что с натека свисает веревка. В паводки выше средних с натека хлещет вода, в межень и малые паводки он сухой.

6. 5-й сифон. Находится в нескольких минутах хода от зала Голубой Капели после широкого (13м) гура (пробитого ломом, кувалдой и зубилом) и длинного озера, где то плывешь, то идешь. В самом сифоне везде идешь по полу, плыть не надо. 25м длиной, в межень зазор 25-30см. В большие паводки перекрывается. Нормально проходим, если натек в зале Голубой Капели сухой или с него течет сравнительно небольшой поток (средний паводок); если же оттуда с грохотом низвергается водопад - в 5-й сифон лучше не соваться.

7. Галерея Прорванных Гуров. Требует целую гидру, т.к. значительная часть - по пояс и выше, а местами надо плыть. Выделяется каскад Космонавтов. Перед ним - заплыв против течения, малость сносит. Сам каскад - 6-метровой высоты натек, подъем на который - из глубокого озера, надо плыть несколько метров. Обычно висит веревка, но и при ее наличии требуются физические усилия. Без веревки - очень плохо, хотя хороший скалолаз, встав на плечи стоящего в воде по ротовое отверстие (в таком положении у последнего есть небольшой упор под ногой), вылезет (проверено вынужденным натурным экспериментом). Уходя, не оставляйте за собой веревку в середине потока - даже в умеренный паводок к ней не подплыть - водопад сносит и притапливает. Еще несколько технически несложных (хотя и довольно высоких) гуров, ход постепенно выполаживантся и вы входите в 5 Обвальный зал.

8. Ход к 6 сифону. Поднимитесь в верхнюю часть 5 Обвального зала (основной поток виден под камнями метрах в 4-6 ниже). Левая стена в нужном месте выглядит как большой плоский натек, под ней очевидный спуск метров на 5-6. Далее - немного вперед, а затем вверх вдоль ма-а-аленького ручейка (более удобный путь - сначала идти левее и выше русла ручейка, промаркирован туриками и блестящими треугольными бумажками, выпадает на ручей метров через 10-15). Пролезаем вдоль ручья в широкое треугольное очко, за ним в ход налево, и оказываемся в камере, из которой неширокая вертикальная щель между здоровенными глыбами ведет наверх. Протискиваемся в зальчик с монолитным потолком, и далее очевидным образом (вперед и вниз) попадаем к воде. Это и есть ход к 6 сифону.

п.Красная: выходы в притоки.

Право и лево ниже указываются в смысле, противоположном орографическому. Иными словами, представьте, что идете по реке вверх от входа в Красную, и все будет хорошо.

Голубиная. Многотрудный путь начинается с хода в левой стене метрах в 50 после выхода из Зала сказок на обводненный участок. Пешком, затем на четвереньках и вылезаете немного наверх. Попадаете в зал, где течет ручей из Голубиной, но по ручью никуда не дойдете. Далее - вверх по веревке, ведущей на 2-й этаж (галерея "Кровавая Мери"). Как только вылезли - по галерее не надо, а надо направо на балкончик и ползком по низкому и широкому ходу (1-й шкурник). Небольшое расширение, и второй, менее приятный шкурник, идущий слегка вверх. За ним расширение, надо не налево, а направо. Проползаете несколько метров и вы у бортика Подвешенного озера. Проходите по пояс в воде 15 метров и вылезате вверх на натек. Проползате по постепенно выполаживающемуся натеку, слегка протискиваясь - и считайте, что вы уже в более-менее нормальной части Голубиной. Однако до красот отсюда еще очень далеко.

Висячий приток. Метрах в 100 после выхода из Зала сказок на обводненный участок начинаете искать веревку, свешивающуюся в основной ход из дырки слева. Если специально время от времени смотрите на левую стенку, не пропустите.

Клоака. На развилке налево.

Южный приток. Начинается рядом рядом с буром (метрах в 20 за ним). Небольшая помойка у подъема в сухую часть Красной (обход 3 и 4 сифонов) - это следы лагеря первопроходцев Южного притока.

Вверх из Зала Голубой капели ("шахта пройдена снизу вверх на высоту около 150 м", см. Дублянский, Свет, N3(9), 1992, стр.42. Я туда не поднимался). Идете из основного хода налево, оставляя водокап (ту самую голубую капель) справа, немного поднимаясь при этом вверх по камням и склону. Слева вдоль стены из небольшой дырки в потолке свешивается восьмерка.

Приток Конкреций. Легко находится, так как расположен рядом с очень заметной приметой - Морковкой. Идя вверх от 5 сифона, мимо Морковки (верх растущей на грядке морковки с частично обломанной ботвой, каким он представляется для маленькой мышки) не пройдешь.